Суббота, 27.04.2024, 08:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Чернышёв Иван Николаевич

Учитель технологии

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

«Мой взгляд на воспитание»

 

Менять педагогические ориентиры - это

 Самое трудное и самое необходимое, что

             Приходится делать сегодня.

                                         В.А. Караковский

 

 

Среди общечеловеческих ценностей главное место принадлежит, безусловно, ценностям нравственным. Не случайно именно нравственные проблемы (прямо или косвенно) все чаще обсуждают сейчас средства массовой информации, специальные издания, общественные деятели. Они звучат и в наших повседневных разговорах.

Сегодня остро ощущается недостаток духовности.  Она как кислород, без которого человек задохнется, в какой бы технически совершенной машине он не сидел. Забота о духовной атмосфере и есть, на мой взгляд, одна из главных задач классного руководителя.

Цель нравственного воспитания - это формирование личности, имеющей высокие нравственные идеалы, четкие гражданские позиции, исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Воспитательная деятельность классного руководителя направлена на создание воспитательной среды, воспитывающей деятельности.

Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает  ребенка, из которой он черпает знания об отношениях. Это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к слабым,  уважительное отношение к старшим,  бережное отношение к вещам, к обстановке, к оформлению класса,, школы.

Конечно, любой вид деятельности имеет нравственный, то есть воспитательный аспект. Но научить нравственности нельзя. Ее можно лишь впитать, пережить чувством, опытом.

Патриотизм, гражданственность – тоже нравственные принципы. Прежде всего, они основаны на моральных чувствах любви к матери, дому, родной земле. Говорить о правовом воспитании тоже имеет смысл лишь постольку, поскольку у детей формируется чувственное восприятие законов, правовых норм, связанное с переживанием стыда, справедливости с точки зрения защищенности человеческого достоинства и свободы.

Огромную роль в формировании нравственных идеалов личности, я считаю, играет духовная культура. Духовная культура помогает формировать такие личностные качества, как совесть, честь, вера в людей, добродетель, волю…

Нередко культуру отождествляют с миром искусства, приобщая к миру прекрасного. Разумеется, это важно, но нельзя упускать из виду и культуру быта, человеческих отношений, выработку вкуса и неприятие пошлости, воспитание культуры поведения.

На мой взгляд, современный классный руководитель должен опираться в своей деятельности на гуманистическую систему воспитания. Основа этой системы – личностно-ориентированный подход. Субъектом воспитания является каждый ребенок. Для меня самым ценным является его неповторимость. Каждый ребенок, как личность, имеет свою жизненную позицию.

Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе. Вот почему классный руководитель должен знать семью воспитанника, его генетические задатки, традиции семьи, окружение ребенка вне школы.

Гуманистический принцип воспитания сочетается с деятельностным подходом, т.е. воспитание через деятельность. Нравственные духовные качества личности, так же, как и физические, формируются в деятельности, в конкретных ситуациях. «Душа обязана трудиться» не менее, чем тело. В деятельности формируются отношения личности к разным аспектам действительности, к себе, к другим людям.

Организация этой деятельности и составляет суть работы классного руководителя.

Личностно ориентированный подход определяет особое значение работы классного руководителя по изучению личности учащегося через организацию деятельности по самопознанию. Под этим понимается определение уровня сформированности отношения ребенка к себе, к другим людям, его отношения к труду, учебе, материальным и духовным ценностям, выраженность коллективистских и индивидуалистических стремлений.

Организуя ценностно–ориентировочную деятельность, которая, как правило, вкрапливается во все другие виды, классный руководитель снова и снова ставит ребенка в ситуацию нравственного выбора, заставляет взглянуть на себя глазами других людей и, наоборот, учит видеть и ценить в людях, в их поступках доброе, хорошее. Психологические игры способствуют развитию коммуникативных способностей, логического мышления, аналитических способностей, развивают память, внимание.

Воспитание без поведения, без переживаний, без социальной практики, без деятельностного отношения к жизни невозможно. Чтобы разрешить это противоречие, я думаю, необходимо ввести в обязательный минимум образования такие предметы, как этическая культура, социальное взаимодействие, межличностное общение, технология принятий решений, самопознание. И такие курсы должны строиться не академически, а либо по типу лабораторно-практических  занятий, либо занятий по коллективному творчеству для самораскрытия и опыта взаимодействия, сотрудничества.

В условиях школы, когда ребята чрезвычайно загружены учебными занятиями, особое значение приобретает взаимосвязь и взаимопроникновение учебной и внеурочной работы. Предметные недели, недели интеллектуальных игр, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, дни развивающих игр, различные викторины, способствуют развитию способностей учащихся, расширению их кругозора, помогают становлению авторитета ребенка среди сверстников, выявляют творческий потенциал каждого.

Выбирая формы и методы работы, на мой взгляд, необходимо разумно сочетать индивидуальную работу с каждым ребенком и групповые формы деятельности.

Формирование личностного достоинства каждого возможно только в сочетании с воспитанием уважения к достоинствам другого человека, умением работать в коллективе.

Сеть дополнительного образования должна быть достаточно разнообразна. Особенно важно обратить внимание на необходимость реализации двигательной активности ребенка и его потребности в творчестве. Не столь важно обогатить ребенка дополнительными знаниями, сколько сформировать у него потребность в них, пробудить любознательность, сформировать умения что-то делать своими руками, умение слушать, видеть, понимать произведения искусства.

  Таким образом, гуманистическая система воспитания, принятая мною, направлена на разностороннее развитие каждого ребенка, его нравственное и физическое совершенствование.

Поэтому основной целью учебно-воспитательной работы с классным коллективом для меня является формирование высоконравственного образа жизни человека, эстетически и гармонически развитого.

 

 

B.Н.Чернышев,

классный руководитель 9б класса МБОУСОШ №6

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского  муниципального района

Хабаровского края


Поиск
Архив записей