Среда, 24.04.2024, 07:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Чернышёв Иван Николаевич

Учитель технологии

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Создание здоровьесберегающей среды

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны "создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка нахожу доброе слово или полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха - смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий.

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей приводит к тому, что у школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Так, например, в 5 классе при изучении параграфа «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» я использую загадки, как игры-минутки повторения и отдыха:

У конька, у горбунка
Деревянные бока.
Как зажмешь его в руке,
Заскользит он по доске.

(Рубанок)

Зубов много,
а ничего не ест.

(Пила)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка.

(Молоток и гвоздь)

При изучении параграфа «Свойства черных и цветных металлов» в 6 классе я использую такие загадки:

В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,

    В электротехнике очень нужна. (Медь)

«Камнем» назван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Литий)

Он идет на сковородки, да узорные решетки,

он совсем-совсем неловок, невоспитан и нековок…

Он ломается, как лед и тяжел, как бегемот.

Но не врун и не болтун работяга наш - ... (чугун)

 Нужно отметить, что я очень часто использую загадки в ходе изучения курса технологии, особенно в 5-6 классах. Для этого я собираю коллекцию загадок, систематизирую их по темам, классам.

В 7 классе, при изучении  темы «Профессии и специальности рабочих, занятых в деревообрабатывающей промышленности» я предлагаю такое задание:

Вспомните название (или куплет) песни, в которой поется про людей, связанных с деревообрабатывающей промышленностью.

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке - юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая музыка. Хороший расслабляющий эффект достигается мною при использовании медленной спокойной мелодии, имитирующей звуки природы: шум моря, журчание ручья, шелест листвы, пе­ние птиц и другие. Такая музыка рекомендуется во время прове­дения упражнений мышечной релаксации или занятий аутотре­нингом.

Мною используется пакет музыкальных программ классической музыки для регуляции эмоционального состояния на уроке, дающий оздоровительный эффект

Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Для профилактики близорукости я использую упражнения, снимающие утомление глаз.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

На своих уроках я также стараюсь развивать у ребят экологическую грамотность.

 Учащиеся под моим, а также учителя биологии,  руководством, проводят ежегодное озеленение пришкольного участка. А так как после капитального ремонта школы (2006г) территория для насаждений значительно увеличилась, озеленение проходит поэтапно.

Неоднократно творческая группа учащихся, во главе со мной, являлась инициатором уборки прибрежной территории р. Чегдомынка (в местах массового отдыха людей).

Работа по этому направлению помогает получить навыки, которые позволяют в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения.

 

Поиск
Архив записей